450000, г. Уфа, ул. Ленина, д. 28, почтамт, а/я 1610
Моб. тел: 8 927 316-7296, E-mail: shishiga_kr_yar@mail.ru, leksey@ufamts.ru

Коллекционер Башкирии №№ 1-2 (66-67) февраль 2016г.

Очередная выставка прошла

Два – в одном, или

Пожелания коллегам по увлечению

   В двух последних выпусках «Коллекционера Башкирии» шёл разговор об экспонатах республиканской филателистической выставки «Почта и филателия», прошедшей осенью прошлого года. Автор выразил мнение о работах собирателей знаков почтовой оплаты из Бреста, Ижевска, Магнитогорска, Перми и Уфы. Продолжу рассуждения о других коллекциях.

   Необычен экспонат «Чеслав Сланя – художник почтовой марки». Автор его – Владимир Дробышев из Старого Оскола Белгородской области. Работа необычна тем, что в ней использованы автографы живописца на письмах и марках белгородскому филателисту. Посетитель выставки, оценив этот труд, смог как бы заглянуть в творческую лабораторию Ч.Слани. Своим экспонатом автор сделал попытку провести микроисследование творчества польского и шведского художника-гравёра почтовой марки. Дополню, что экспонат только бы выиграл, если бы план и аннотацию своей работы В.Дробышев изложил компактнее и перенёс их на титульный лист, сократив объём последнего.

   Кропотливый труд выполнен Владимиром  Александровичем при подготовке другой представленной на выставке работы «Рекламные машинные штемпеля почтовой индексации в СССР». В экспонате много разнообразного материала. Показаны РМШ на конвертах и карточках, прошедших почту не только в Москве и Ленинграде, но и в других крупных городах Советского Союза. Подробно всё это расписано, но можно было сделать какие-то обобщающие выводы и кратко изложить их, скажем, в аннотации или по ходу развития темы в экспонате. Тексты на листах требуют более лаконичного  и логичного изложения, улучшения стилистики. Выполнение единых требований по размещению почтовых вещей, текстов тоже способствовало бы повышению уровня экспоната.

 

   

На достаточно высоком профессиональном уровне выполнил филателистическую работу («Почта Великой Отечественной») Виктор Будкевич из Ульяновска. Грамотное, толковое вступление. В основном, хорошим языком изложены тексты на листах. Автор исследовал, какие воинские соединения обслуживали полевые почтовые станции (ППС) и военно-почтовые станции (ВПС). Всё это показано на солдатских письмах-треугольниках, почтовых «секретках», немаркированных почтовых конвертах, письмах на «подсобных» материалах, письмах-справках военнослужащих.

   Солиден представленный на выставке 60-листовой экспонат «Литва 1990-1991гг. Путь к почтовой независимости» ульяновца Демида Устинова. В нём представлены все первые выпуски маркированных конвертов (даже их разновидности), почтовых марок, художественных почтовых штемпелей Литовской республики перестроечного периода. Достаточно интересны «выловленные» из общего потока писем надпечатки на советских ХМК, общесоюзные календарные штемпеля, с которых вытравлено всё советское, кроме даты и названия населённого пункта.

   Если бы не повтор отдельных конвертов и почтовых знаков, погрешности в пунктуации, орфографии и стилистике пояснительных текстов, необъяснимое «растяжение» титульного листа на два, - работа была бы оценена, думается, на ранг выше: «большое серебро» вместо присуждённой серебряной медали.

   Немало коллекционеров думают: а вообще, какой смысл создания филателистических экспонатов? Прежде всего, считаю, наличие выставочных работ – это уровень профессионализма, квалификации системного собирателя каких-либо вещей настоящего или (и) прошлого. Вес его, что ли, среди коллег по увлечению. Далее – это, если хотите, самообразование человека. Ведь сколько приходится перелопатить книг, покликать по клавишам компьютера, пересмотреть знаков почтовой оплаты, других вещей коллекционирования! Чего стоит выстроить цепочку выложения на листы филателистического материала. Подготовить текстовки – не пространные, - а в 4-5 лаконичных, связанных между собой строк.

   Спорную идею делать сразу коллекцию как выставочный экспонат, высказал Николай Роженецкий. Так сказать, два в одном. Это было бы замечательно. Но всё же коллекция для себя и коллекция для широкого показа – разные вещи. У себя, подбирая тематику или хронологию, при пополнении коллекции новыми материалами, мы передвигаем марки, конверты или карточки или вставляем их в оставленные «окна». Да и не все филателисты размещают свои коллекции на альбомных листах. Делая же экспонат, надо продумывать помимо развития темы на листах размещение материала на них. Соблюдать строго выверенное количество листов - от 12 (16) до 60 (80) и более. Создавая выставочную работу, нужно ещё и иметь ввиду: остановишься ты на одностендовом экспонате или будешь делать полноценный многолистовой экспонат.

Алексей Сухарев,

член Коллегии жюри

первой региональной категории.

 

 

К 50-летию Общества филателистов Башкирии

Филателия в Башкортостане

(Окончание. Начало в №№ 3-6, 9-14 от 17апреля, 11 июня, 9 сентября, 5 ноября и 22 декабря 2015г.)

   На выставках в Уфе нередко участвовали и филателисты из городов Башкортостана: Ю.А.Рогов из Учалов («Звездный путь»), В.Л.Булатов из Салавата («Медицина в филателии»).

   А.Д.Бушмелев из Кумертау увлекся коллекционированием марок на тему, связанную со здравоохранением. Он с экспозицией «Деятели медицины» выезжал в Киев на выставку «Украина-87».

   А.П.Власов собрал очень ценную коллекцию «Сохраните нас, люди!», в которой представлены марки с изображением зверей, рыб и птиц, занесенных в Красную книгу.

   В.Н.Буравцов заметно отличается от других коллекционеров тем, что он собрал редкую коллекцию иллюстративных почтовых открыток на тему «Отечественная война 1812 года в изобразительном искусстве». Заслуженный учитель школы Башкирской АССР Я.И.Гельблу из Уфы с помощью марок показал гражданскую войну в Испании в 1935-1936 годах. Кстати, он активно помогает Уфимскому почтамту в изготовлении специальных почтовых штемпелей. По некоторым его эскизам были изготовлены штемпеля, которыми производили гашение писем и марок по случаю знаменательных дат.

 

  

  Хорошая коллекция марок у подполковника в отставке В.Н.Маслова. Его привлекают марки Венгрии, потому что они всегда высокохудожественны, выпускаются на разнообразные темы, выполнены на высоком полиграфическом уровне. Владимир Николаевич собирает марки с четвертого класса. С середины девяностых годов увлекся марками Испании.

   Судьба наиболее ценных и значимых коллекций уфимских филателистов складывается по-разному. Многие филателисты с большим стажем в силу разных причин распродают свои коллекции полностью или частично. С другой стороны, немало крупных коллекционеров ушли из жизни, а их дети и внуки за редким исключением продолжают дело отца и деда. Некоторые филателисты уехали из Башкортостана: Б.А.Таич, Е.Д.Паскудский – в США, В.П.Медведев – в Санкт-Петербург. Говорят, что Б.А.Таич частично свои марки продал, а наиболее ценные увез в Америку и там продолжает коллекционировать марки, в том числе и российские. Сын Л.И.Зайдинера после смерти отца долго не расставался с его коллекцией, сохраняя марки как дорогую память о своем отце – Леониде Исааковиче.

 

  

   Богатую с филателистической точки зрения коллекцию Рувима Юдовича Эпштейна в разрозненном состоянии приобрели москвичи и петербуржцы, поскольку в столичных городах за хорошие марки платят намного больше, чем в Уфе.

   Судьба же подлинных почтовых документов периода Великой Отечественной войны, собранных С.Ю.Лукониным под названием «Почта помогла победить фашизм», сегодня неизвестна. Этот коллекционер когда-то удивил всех тем, что сумел собрать на 72-х марочных листах письма-треугольники военной полевой почты и письма на Большую землю из блокадного Ленинграда.

   Были в истории башкирской филателии даже такие случаи, когда пропадали целые коллекции или ее часть. Например, в советское время милиция затеряла конфискованные в свое время очень ценные почтовые марки из коллекции В.П.Медведева на 500 рублей. По тем временам это было целое состояние.

   В начале семидесятых годов с выставки марок, которая проводилась в уфимском Дворце культуры им. С.Орджоникидзе, украли много редких и дорогих марок. Говорят, было много шума, но следователям найти марки так и не удалось. Филателисты считают, что кража произошла только из-за беспечности руководителей учреждения культуры, не обеспечивших надежную охрану в ночное время.

Рашит Аюпов.

(«Бельские просторы», № 6, 2000г.).

 

 

Истоки почты родного края

«Хочу ласкать тебя дивными, безумными ласками…»

   Передо мной – два пожелтевших миниатюрных конвертика из прошлого. В таких обычно более ста лет назад отправляли любовные письма. О них и пойдёт речь. Каллиграфическим  почерком на конвертах выведено: «Тверь Семеновская ул. д. Гончарова. Лидии Герасимовне Введенской». Обратного уфимского адреса нет. Нет и фамилии адресанта. Только из текстов узнаём, что автором писем являлся некто Евгений. На четырёхугольничках - чёткие почтовые штемпеля: уфимские – соответственно от 31 декабря 1902г. и 5 января 1903г., и тверские от 4 и 9 января 1903 года. Почта тогда работала не хуже (если не лучше), чем сейчас: письма из Уфы в Тверь, как видно, шли менее недели.

 

  

 

   Невероятно трудно судить о человеке по двум письмам и жившем более одиннадцати десятилетий назад. Не зная его семьи (мать героя упоминается в текстах вскольз, об отце – несколько подробнее, и то,  в основном, о его плохом здоровье). Но можно предположить о достаточной зажиточности этого семейства (путешествие в поезде из Твери в Уфу и обратно мог позволить себе гражданин небедный).

   Кто он, молодой адресант писем – офицер, врач, инженер, студент? Тоже не понятно. Но это была личность, несомненно, с добротным (как минимум – гимназическим) образованием. Ибо авторские строки захватывают читателя. Они о человеке, безумно влюблённом в свою жену, об отце малолетнего карапуза. Молодой папа любит его, «хотел бы его обнять и расцеловать, глупенького. …Только будь здорова, береги себя и микробика – он, бедненький, ещё глуп – сам ничего не умеет делать». Но о ребёнке пишет четыре-пять строк, всё остальное (процентов восемьдесят писем) – о сжигающей тело страсти. Хотя по письмам видно, что человек сам распаляет себя.

   Вот он обращается 31 декабря  к жене: «Почти с самого дня приезда моего тоска всё увеличивалась – я мучусь тем, что ни слова, ни звука не пишет мне моя жинка, как будто нет меня на свете… Одна неотвязная мысль о том, что с тобой что-то случилось – одна она царит у меня в мозгу и давит его всей своей тяжестью и тоской. Я не могу ни читать, ни заниматься, ни думать ни о чем, кроме того, почему нет письма». Не понимаю, почему что-то должно случиться с женой, если мужа нет рядом? Дорогой мой собеседник из прошлого, а что бы творилось с тобой, если бы тебя, к примеру, на два-три года окунуть в котёл армейской жизни?!

   Человек в своём житейском бытии, видимо, особо не сталкивался с заботами и проблемами. Если, как он сообщает, что только «кончилась дорога» - ему скучно. Если неделю не пишет ему жинка, то ему уже на ум приходят всякие страхи и начинается «ежеминутная пытка». Юноша так разрывает своё сердце от разлуки, что без любимой ему «тоска, смерть, так холодно-холодно».

   Бедняга с мукой ждёт дня, когда он вырвется из Уфы в Тверь. И «с ужасом думает об этих долгих, скучных днях дороги». Но как он преображается, видя себя рядом с предметом своего вожделения в той маленькой комнатке, со своей Лидкой. «Если бы ты знала, как там хорошо у нас! Как хорошо и сколько радостного счастья, полнаго, сильнаго, захватывающаго всю душу счастья в том, чтобы быть с тобой, чтобы целовать твои руки, чтоб дышать любимым ароматом твоего тела, ласкать его дивными, безумными ласками. О, Лидка – как я хочу скорей прилететь к тебе, скорей стать на колени у твоей кровати, держать твою руку, смотреть на твое лицо, целовать твои ножки и всю тебя – мою радость, мою милую». И далее: «люблю тебя, хочу тебя – и не могу ни жить, ни спать, когда нет тебя со мной».

 

  

    Второе письмо завершается фейерверком признаний, мысленных лобзаний,страстных поцелуев.

«Я хочу тебя видеть. Хочу безумно как никогда раньше! Лидка моя дорогая – люблю тебя. Целую, целую всю тебя от самых пяток славных, которыя так хочу пощекотать немножко – можно? – Поцелуй меня крепко-крепко, в губы! Ручку твою обниму и зацелую всю, мою милую! Лидка, какой я дикий! Как люблю тебя, одну тебя мою Лиду! Дай еще мне поцеловать твои губки – я так давно не чувствовал их на себе! Лидка, … для меня дорога каторгой покажется, годами заключения. Поцелуй меня перед сном. Я ложусь сейчас. О, если б ты была! Лидочка, славная моя! Твой навеки Женя».

   С филателистической же точки зрения на конвертах интересны уфимские и тверской календарные крестообразные штемпеля. В Уфимской почтово-телеграфной конторе, судя по штемпелям, их действовало, как минимум, два вида, с литерами «5» и «7». Письма профранкированы почтовыми 7-копеечными марками – тариф простого закрытого письма.

Сергей Алтаев.

 

 

Из жизни общества

■ Работы Евгения Волкова, Николая Роженецкого и Алексея Сухарева участвовали в филателистических выставках «Почта и филателия» и «Спорт – на марках», которые прошли в Ижевске и Ульяновске. На эти филателистические смотры также были заявлены в литературном классе каталоги выставок в Уфе, сайт www.sfr-ufa.ru и бюллетень РОО ОФБ «Коллекционер Башкирии».

■ В январе наше Общество пополнилось ещё одним членом. Им стал Казадаев Владимир Викторович. Коллекционер подбирает отечественные почтовые марки (период - с 1941 года).

■ Общество филателистов республики в 2016 и последующих годах инициировало издание почтовых марок, цельных вещей и изготовление специальных почтовых штемпелей об Уфе и Башкортостане.

■ Правление РОО ОФБ благодарит коллекционеров Евгения Волкова, Александра Корытова, Ильшата Муратшина, Алексея Савельева, Салавата Чанбарисова и Азата Фазлыахметова за материальную поддержку Общества.

УФПС РБ- филиал ФГУП ''Почта России'' ИТЦ Марка Пермское общество филателистов